Как выглядело платье для коронации последней русской императрицы
Парадные платья королев и императриц - это свадебные и коронационные. И если свадебное платье допускает вольность фасона и отделки, то коронационное подвержено строгому регламенту.
Сегодня расскажем о коронационном платье последней русской императрицы, супруги Николая Второго, Александры Федоровны. Оно сохранилось лучше всех остальных.
Николай Второй и Александра Федоровна. Фото anahnu.ucoz.ru
Фасон русского коронационного платья был подробно регламентирован еще Николаем 1, я расскажу об этом отдельно.
3 последние императрицы - Мария Александровна (супруга Александра Второго), Мария Федоровна (супруга Александра Третьего) и Александра Федоровна (супруга Николая Второго) - имели платья одинакового фасона.
Платье состояло из 3 частей - лифа, юбки и шлейфа.
Лиф имел неглубокое декольте в форме сердца, пышные длинные рукава со складками по окату и у запястья. Не очень широкая юбка, длинный шлейф - вот церемониальное платье в русском стиле.
Если фасон известен - остается только вышивка. Эскизы представляли четыре варианта рисунка, один из которых выполнил предположительно Врубель. Победил анонимный эскиз, выполненный, как говорят историки, фрейлиной Александры Федоровны.
Коронационное платье Александры Федоровны. Фото spletnik.ru
Для императорского двора шили несколько официальных портных. Платье к церемонии коронации изготавливала мастерская Ольги Бульбенковой. “Мадам ОльгА” - так ее назвали на французский манер.
С самого начала с платьем хлопот было много. Тонкая парча, которую выбрали изначально, под тяжелыми серебряными нитями перекосилась. Ткань решили заменить.
Официальный поставщик императорского двора - шелкоткацкая фирма Сапожниковых - присоединилась к процессу создания шедевра.
Коронация Николая Второго и Александры Федоровны, 1896 г. Фото wikiwand.com
Плотную парчу ткали в Москве, затем отсылали в Петербург. У Бульбенковой кроили, детали отправляли обратно в Москву, в Ивановский монастырь, для вышивки. Затем снова возвращали в Петербург для окончательной сборки.
Представляете себе, сколько километров проделало платье еще в процессе изготовления?
Если в процессе участвует слишком много человек, получается неразбериха.
Бедным монахиням пришлось ушивать и расставлять некоторые детали - швы проходили не там, где нужно, искажая рисунок вышивки.
Работа над платьем длилась год. Но результат оказался великолепным!
Коронационное платье Александры Федоровны. Фото ru-royalty.livejournal.com
Обратная сторона красоты серебряной вышивки - это ее вес. Платье с 4-метровым шлейфом весило 10 (!) кг. А ведь была еще и 7-метровая мантия… Золотой глазет на шелковой подкладке, горностаевый воротник и отделка горностаем по всему краю.
Мантия Александры Федоровны. Коронация 1896 г. Фото commons.wikimedia.org
Глазет - вышивка золотыми или серебряными нитями “вприкреп”. Нить накладывалась на ткань и закреплялась мелкими стежками.
Итоговый вес всего коронационного наряда составил (только вдумайтесь) 23 кг!
Мантию и шлейф несли не мальчики камер-пажи, а юноши. Основная тяжесть приходилась на шлейф и мантию, поэтому камер-пажами были не мальчики, а юноши. Ребенок просто не смог бы поднять такую тяжесть.
Коронационный наряд Александры Федоровны. 1896 г.
Фото: armoury-chamber.kreml.ru
Специально для этого у мантии и шлейфа были сделаны ручки, за которые и держали всю эту красоту, чтобы она не выскользнула из рук.
По давней традиции платья после коронации передаются на хранение в Оружейные палаты. Вот и в России, в Оружейной палате московского Кремля хранятся платья императриц, в которых их короновали на царство.
Вся информация взята из открытых источников.
Источник: Модная канитель