АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВ. О ПРОЗРАЧНОСТИ: ОПТИЧЕСКИЕ СРЕДЫ

Главная » События » АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВ. О ПРОЗРАЧНОСТИ: ОПТИЧЕСКИЕ СРЕДЫ

Собрание Романа Бабичева

 

ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 22 ФЕВРАЛЯ — 16 АПРЕЛЯ 2023

АДРЕС: ММОМА, ПЕТРОВКА 25

Кураторы: Роман Бабичев, Мария Доронина

Московский музей современного искусства представляет выставку «О прозрачности: оптические среды» — первый полномасштабный и развернутый показ произведений Александра Григорьева, творческий метод которого восходит к ранним экспериментальным разработкам советского кинетизма. В экспозиции будет представлено более 150 работ автора, созданных в период с 1960-го по 2022 гг. Среди них живописные полотна и графические листы, фотографии, коллажи и объекты из собрания Романа Бабичева, а также избранные произведения из коллекции Московского музея современного искусства.

 

Начало творчества Григорьева пришлось на вторую половину 1960-х годов, когда он присоединился к группе «Движение» — художественному коллективу, сыгравшему ключевую роль в становлении направления кинетизма. Возникшая на волне общей либерализации 1950-х и, с другой стороны, в русле присущей времени склонности к сциентизму, группа «Движение» к концу 1960-х сохранила импульс жизнестроительных, оттепельных ожиданий. Во многом ее члены связывали образы будущего с развитием науки и технологий, расширяющих возможности познания мира, его систематизации и дальнейшего прогрессивного изменения. В рамках коллективной практики Григорьев много занимался проектированием как архитектурных решений для городских событий, так и киберсред — эффектных футурологических театрально-игровых пространств. Совместно со Львом Нусбергом, Галиной Битт, Франциско Инфанте и другими авторами он участвовал в разработке и постановке кинетических игр. После распада группы в 1970-х годах художник продолжил заниматься конструктивно-кинетическим проектированием, но в большей степени сфокусировался на живописи, исследуя выразительные возможности картинного пространства и психофизиологические особенности зрительного восприятия.

Занимаясь преимущественно разработками полифонических систем геометрического орнамента, что сближает его произведения с классическим западным оп-артом, в своих работах Григорьев сосредотачивается на детализированном рассмотрении ключевых законов зрительного эффекта. Границы и возможности реакций человеческого глаза и его связь с когнитивными функциями формируют центральный объект его интереса. Прозрачные среды — это элементы глаза, пропускающие и преломляющие лучи света и организующие доступные нам системы видения. Иными словами, это материальная фактура, позволяющая передавать информацию, которая служит своего рода медиатором между разными частицами физического мира. Калейдоскоп их динамического и непрерывного движения разворачивается в стенах этой экспозиции, освещающей ключевые этапы практики художника и фундаментальные принципы устройства взгляда.

О художнике:

Александр Григорьев (р. 1949, Ленинград) — художник, окончил архитектурный факультет ЛИСИ.  В 1968 году в составе группы «Движение» разрабатывал проект оформления пионерлагеря «Орлёнок» на Северном Кавказе. Участник групповых выставок: «Советскому цирку — 50 лет» (1969), «Электроника» (1970), «Химия-70» (1970), «Электро-72» (1972) и др. Принимал участие в кинетических играх на природе: «Пришельцы в лесу» (Чертаново, Москва, 1971) и «Кинетические игры на море» (Крым, 1972). В 1972 году вышел из состава группы «Движение». В 1974-м создал кинетический ансамбль для выставки «Студенческое творчество» (совм. с Г. Антоновым); автор сценографии и костюмов для театрально-кинетического представления «Игра форм» группы «Динамика». В середине 1970-х разработал и воплотил несколько постановочно-игровых акций: «Языческий крест» и «Блуждающая линия» (1975–1976), «Заблудившаяся стрела» (1978). В 1973–2005 годах внештатный художник-график издательства «Знание». Постоянный участник выставок Горкома художников-графиков, объединения «Вернисаж» и выставок, посвященных кинетическому искусству: «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е» (МСИ «Гараж», Москва, 2018), «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург; Новая Третьяковка, Москва, 2020–2021) и др. Автор проекта «Размышление Куба о Круге» на Хитровской площади в Москве (2021, арх. А. Пунин). В настоящее время продолжает активную творческую деятельность. Работы хранятся в ГТГ, Художественном музее г. Бохум (Германия), частных собраниях. Живет и работает в Москве.