Музыкальный эксперимент «ПЕТЯ, ВОЛК И ВОЛОДЯ-МУЗЫКАНТ» на сцене РАМТа

Главная » События » Музыкальный эксперимент «ПЕТЯ, ВОЛК И ВОЛОДЯ-МУЗЫКАНТ» на сцене РАМТа

 7 ноября 16.00; 19.00,

26 декабря 11.00; 14.00

С.Прокофьев и Л.Половинкин

«ПЕТЯ, ВОЛК И ВОЛОДЯ-МУЗЫКАНТ» 

Музыкальный эксперимент на сцене РАМТа 

Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.

7 ноября и 26 декабря 2021 года в Российском академическом Молодежном театре состоятся спектакли Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант». Жанр авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», написанной Сергеем Прокофьевым по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра в 1936 году. Тогда текст от автора читала сама Наталия Сац.

В основе музыкальные сказки «Петя и Волк» Сергея Прокофьева и «Володя-музыкант» Леонида Половинкина. Оркестр без дирижера объединяется с симфонической сказкой и драматическим театром. Задача эксперимента заново открыть для современной публики наследие советского авангарда и научить детей воспринимать симфоническую музыку.

Музыканты оркестра Персимфанс отказались от услуг дирижёра ещё сто лет назад – в 1922 году, а сегодня, на сцене РАМТа, они окончательно нарушают симфонический этикет. В масках животных из стада пионера Володи они пасутся на поляне со скрипками и гобоями в руках.

Режиссер Егор Перегудов: 

«Эксперимент в этой работе – соединение довольно консервативного мира классической музыки с театральной стихией, игрой и хулиганством, без которых сложно представить современный театр для детей. Поиск острой, гротесковой формы для советских морализаторских детских историй – это необходимое условие диалога театра с сегодняшним зрителем. Музыканты «Персимфанса» становятся драматическими артистами, а артисты РАМТа музицируют и занимаются ритмодекламацией». 

Режиссер Петр Айду:

«Мы работаем с партитурами Прокофьева и Половинкина, превращая их в «инструментальный театр» – явление более позднее, относящееся к послевоенному авангарду. Играющие музыканты превращаются в актёров, использующих инструментальное соло, как текст.  Музыка становится главным средством выразительности – как реплики и монологи в драматическом театре. 

Свобода движения артистов уводит нас максимально далеко от автобусной рассадки привычного оркестра:

погоня Кошки-кларнета за летающей под колосниками Птичкой-флейтой решена, как цирковой номер. Утка-гобой играет нежное и печальное соло прямо из ванны, а Волк ездит по сцене на мотоцикле «Урал». 

Такое возможно именно на территории Персимфанса, где важнее всего личность музыканта, тонкое взаимодействие и со-творчество». 

ОБ ОРКЕСТРЕ 

 Персимфанс (аббревиатура от ПЕРвый СИМфонический АНСамбль без дирижера) – оркестр, продолжающий музыкальные идеи русского авангарда 20-х годов ХХ века. Союз музыкантов, художников и исследователей, которых объединяет идея исполнения музыки вне авторитарной системы привычного оркестра. Эта концепция перекликается с сегодняшними идеями горизонтального театра. Отмена иерархии превращает исполнителей в авторов, все решения принимаются в процессе свободных дебатов, а симфоническую форму пронизывает дух свободного авторского высказывания. 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1936 году Наталия Сац заказывает композиторам Сергею Прокофьеву и Леониду Половинкину произведения в новом жанре симфонической сказки – специально для Центрального детского театра (ЦДТ). Концепция отвечала самым передовым идеям времени: сделать академическую музыку доступной для широких масс, научить детей воспринимать симфонии и придать оркестровой музыке свежесть и искренность «детского» жанра. 

По заказу Наталии Сац было создано два произведения: «Петя и волк» Прокофьева и «Володя-музыкант» Половинкина. Но их ожидала абсолютно противоположная судьба. Симфоническая сказка «Петя и волк» стала мировым хитом, а партитура «Володя-музыкант» даже не была издана и никогда не исполнялась вне сцены ЦДТ. Таким образом, проект РАМТа возвращает на карту академической музыки незаслуженно забытое имя Леонида Половинкина – «тихого гения музыки», как говорила о нем Наталия Сац.

 https://mosartfond.ru/